Но довольно быстро стало понятно: написать просто про фильм не получится. Надо рассказывать историю Уотергейта. С одной стороны, там все просто: случайно выяснилось, что сотрудники аппарата президента Ричарда Никсона установили прослушку в офисе своих соперников демократов, постепенно стали вскрываться некрасивые подробности деятельности администрации, выяснилось, что все эти некрасивости покрывали высокопоставленные чиновники вплоть до вице-президента, что президент об этом знал, и кончилось все первым в истории прижизненным досрочным прекращением полномочий президента США.
Но с другой стороны, именно из-за этой кажущейся простоты теряется масса интереснейших подробностей, связанных с Уотергейтом. В общем, я постараюсь изложить ее поподробнее. Начало читайте уже сегодня на экранах своих компьютеров.
Ну а пока – без подробностей – про фильм "Вся президентская рать". Во-первых, бросается в глаза, что вышел он в 1976 году. Отставка Никсона – это, напомним, 1974 год. В том же 74-м Бернштейн и Вудворд опубликовали свою книгу. Такая оперативность.
Название, разумеется, из детского стишка про Шалтая-Болтая (Humpty Dumpty). Там было так:
All the king's horses and all the king's men
Couldn't put Humpty together again.
А по-русски (в переводе Маршака):
Вся королевская конница, вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая,
Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
Догадайтесь, кто тут Шалтай-Болтай.
Во-вторых, это один из тех фильмов, после которых молодые люди идут в журналистику. (Не далее как вчера главный редактор застала меня на рабочем месте уже после окончания рабочего дня за просмотром "Спокойной ночи и удачи" Джорджа Клуни и понимающе усмехнулась.)
В-третьих, гениальная операторская работа Гордона Уиллиса (снимавшего также "Крестного отца"). Уиллиса прозвали "Князем тьмы" (Prince of Darkness) за то, как великолепно он снимает в темноте. Игра со светом во "Всей президентской рати" местами поистине завораживает. Кадры проникновения взломщиков в Watergate из "Всей президентской рати" (первая картинка) были "процитированы" в "Форресте Гампе".
Некоторые сцены снимались в редакции The Washington Post. Пакула хотел было снимать настоящий ньюсрум, но сотрудники газеты сами все испортили: завидев камеру, некоторые начинали прятаться, а другие, наоборот, убегали в туалет и принимались прихорашиваться.
Конечно, этот фильм, как и упомянутый "Спокойной ночи и удачи", – это памфлет. Но, черт возьми, можно ведь и памфлеты делать талантливо!